А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери": история создания "маленькой трагедии"

история «Моцарт и Сальери»

«Моцарт и Сальери входит» в цикл «Маленькие трагедии», изданные в 1832 г. в альманахе «Северные цветы». Издание предпринято Пушкиным для финансовой поддержки семьи покойного А. А. Дельвига.

Сюжетом произведения послужила легенда о смерти великого Моцарта, которого из зависти отравил Сальери. Всё в мире, в том числе и музыка, подчинено точному математическому расчёту. А сочинения Моцарта совершенно не вписываются в его концепцию. Зависть толкает Сальери на отравление гениального композитора.

Весь цикл был написан осенью 1830 г. во время вынужденного заточения в селе из-за карантина, объявленного в связи с эпидемией холеры. В планы входило сочинение девяти трагедий, но гибель поэта не дала осуществиться этим замыслам. Своим названием цикл обязан самому поэту, который так называл их в письме к критику Плетнёву.

Исследователи творчества Пушкина относят произведение к классицизму. Написано оно пятистопным, так называемым шекспировским, ямбом. Временной промежуток действия очень маленький, с последовательным развитием событий. Первоначально трагедия называлась «Зависть», так как центральной темой её является изобличение и осуждение этого порока. В ней всего две сцены. Однако в ней поэт успевает раскрыть всю психологию человеческой души, отношения героев к понятиям таланта и гения. Главная мысль, идея трагедии - зависть иссушает человеческую душу, порочна и может привести завистника к преступлению.

История создания

Достоверной информации о замысле и создание произведения нет. В записях поэта есть некоторые намёки, касающиеся косвенно трагедии, датируемые 1832 г. В них Пушкин ссылается на некоторые немецкие журналы, но не факт, что именно они повлияли на замысел создания трагедии.

Иллюстрация А. Кравченко к изданию произведений А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери", 1936 г.
(Иллюстрация А. Кравченко к изданию произведений А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери", 1936 г.)

Тем не менее, известно, что в 1824 г. в музыкальной столице Европы прошёл слух, что бывший придворный капельмейстер Антонио Сальери, находившийся на тот момент в психиатрической лечебнице, признался в отравлении Моцарта. Как любая подобная сплетня, она довольно быстро разошлась по венским газетам, а потом появилась и во французских.

Пушкин, прекрасно владевший этим языком мог вполне прочитать новость в парижской «Journal des Débats». Однако ни одного реального подтверждения этой сплетни нигде не было и осталось на уровне слухов. Более того, некоторые известные музыканты и критики вступились за честь человека, который 58 лет пользовался уважением жителей Австрии.

Таким образом, Пушкин мог узнать, как о самом слухе, так и о его опровержении. По мнению М. П. Алексеева, этот слух мог послужить основой сюжета, но отнюдь не источником вдохновения.

Этапы работы

Иллюстрация А. Кравченко к изданию произведений А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери", 1936 г.
(Иллюстрация А. Кравченко к изданию произведений А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери", 1936 г.)

Первые наброски трагедии датируются 1826 годом и это говорит о том, что работа над произведением была длительной, так как первые читатели ознакомились с ним в альманахе «Северные цветы» только в 1831 г. Как уже отмечалось, информация о создании пьесы довольно скудная, никаких заметок и записей, касающихся работы над ней, поэт не оставил. К числу очевидных фактов можно отнести время публикации произведения, которое было отпечатано в типографии департамента внешней торговли в вышеуказанном альманахе.

Публикация произведения

Бенуа Александр Николаевич "Эскиз театральной декорации к картине Моцарт и Сальери", опубликовано до 1 января 1925 года
(Бенуа Александр Николаевич "Эскиз театральной декорации к картине Моцарт и Сальери", опубликовано до 1 января 1925 года)

После завершения пьесы автор не спешил с её изданием, но активно знакомил с ней некоторых своих друзей, одним из которых был А. Жуковский. Мнение современников, высказывавших свою критику в адрес пьесы неравнозначно. Высказывались замечания некоего литератора Катенина, который обвинял пьесу в анекдотичности. Вопрос только в том, помнит ли кто – либо из ныне живущих имя этого критика.

Мнение же истинных ценителей творчества поэта однозначно восторженное. Только Жуковский позволил себе осторожное замечание относительно того, что «Скупого рыцаря» и «Моцарта и Сальери» можно немного усилить.

В наши дни «Маленькие трагедии» довольно востребованы в кинематографе, а в театральных постановках идут с неизменным успехом.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.